Контрольное мероприятие по недопущению захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах УП "Экорес" состоялось 30.03.2016г.
Контрольное мероприятие по недопущению захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах УП "Экорес" состоялось 30.03.2016г.

Какие подвохи скрывает кузов самосвала, едущего на городскую свалку? Выясним это вместе с участниками экологического рейда

На полигон твердых коммунальных отходов "Тростенецкий" отправляемся с сотрудниками Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Во второй половине дня сюда плотной вереницей тянутся самые разные большегрузы и трактора. В кузовах - мусор, собранный на улицах города, с территорий предприятий, производств, земельных участков... Сущее раздолье для Плюшкина, если приглядеться повнимательнее. Но у экологов задача серьезнее, чем у гоголевского персонажа. Им необходимо проверить, нет ли среди имеющихся отходов ценного груза - вторичных материальных ресурсов (ВМР).
- Как показывает практика, вместе с обычным хламом машины могут доставлять на полигоны картон, полиэтилен, пэт-бутылки и другие разновидности ВМР... А ведь захоронение вторичных материальных ресурсов в Беларуси запрещается. К сожалению, не все это правило выполняют, - рассказывает по дороге на полигон начальник отдела государственного контроля за обращением с отходами Елена Авраменко.
По ее словам, как бы ни трубили на всех углах о необходимости извлекать вторичные материальные ресурсы, нарушители этого требования все равно находятся. Организации, индивидуальные предприниматели, да и обычные граждане иной раз совершают ошибки. Одни сознательно, другие - невольно.

За нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - до тысячи базовых величин - уточняет еще один участник рейда, главный специалист комитета Алексей Койпиш.
Когда мы прибываем на место, экологи принимаются за обследование кузовов проходящей техники. Машины везут на свалку грунт, растительные отходы, строительный мусор... Проверив с десяток самосвалов и тракторов Алексей Койпиш констатирует: пока все идет нормально. Но буквально через несколько минут на пропускной пункт подъезжает машина с отходами, которые вызывают у Елены Авраменко подозрение, а потом и полную уверенность: организация пытается провезти на свалку под видом безобидного мусора груз четвертого класса опасности.
- По документам, которые предъявил водитель, это якобы уличный и дворовой смет. Такие отходы считаются неопасными и к ним применяется ставка экологического налога за захоронение 1 тонны в размере 40 190 бел.руб. Но визуальный осмотр позволил убедиться: в кузове совсем другой груз. На этой машине на полигон "Тростенецкий" попытались провезти отходы, которые скопились после уборки территории промышленного предприятия, которые относятся к 4 классу опасности, а также содержат отходы коры 4 класса опасности, при захоронении которых применяется ставка экологического налога в размере 509 660 бел.руб. за тонну - ввела в курс дела начальник отдела.
Водитель, почуяв, что ситуация чревата административным наказанием, попытался договориться с экологами:
- Я ведь еще ничего не разгрузил. Давайте я сейчас просто развернусь и уеду. Переделаем на предприятии документы, все неточности исправим...
- Не получится. Будем составлять акт обследования, - строго парировала Авраменко.
После этих слов водитель поник головой и даже комментарии начальства по мобильному телефону, которые он получал все это время, не смогли вернуть его в благодушное настроение.
- Когда вернетесь на свое предприятие, переделайте сопроводительный паспорт на перевозку отходов производства, - разъяснила эколог. - Укажите, что это отходы четвертого класса опасности.
Как оказалось, лимиты на данные отходы у предприятия имеются, однако предприятия пытаются схитрить, чтобы в результате снизить оплату экологической ставки за захоронение отходов. Но до добра такие махинации не доводят.
В целом, проведя с начала года около шести десятков специальных рейдов на полигонах, экологи отмечают: машин, которые нарушают природоохранное законодательство, пока немало. Во время проверок сотрудники комитета установили свыше 30 фактов представления к захоронению отходов, содержащих ВМР, а также не соблюдения иных требований законодательства об обращении с отходами.
- Ситуацию могло бы переломить повышение тарифов на представление к захоронению отходов, содержащих ВМР. Необходимо, чтобы в данный тариф входила бы стоимость сортировки представленных к захоронению ВМР. Это решение могут принять городские власти. Наши предложения в начале февраля текущего года направлены в Минприроды.
С начала текущего года экологи провели около шести десятков обследований полигонов. Во время таких мероприятий специалисты установили 32 факта вывоза ВМР на захоронение.
В марте рейды на полигоны "Тростенецкий", "Северный" и "Прудище" специалисты комитета совершали ежедневно. По словам экологов, машин, которые везут на свалку вторичные материальные ресурсы, пока немало. Ситуацию могло бы переломить изменение тарифов на захоронение отходов.

По материалам Натальи Баевой, агентство " Минск-новости"

Дата:1 апреля 2016
Светлая сторона
Темная сторона
Без засечек
С засечками
Меньше
Больше
Нормально
Широко