«Лебяжий»
Находится на выезде из города рядом с рынком в Ждановичах – вблизи водохранилища Дрозды. Там есть небольшой пруд, который и называется Лебяжий. Он и прилегающие к нему водно- болотные территории в 1984 году были объявлены заказником. Его площадь всего 43,5 гектара.
Лебяжий – царство птиц, особенно водоплавающих. Они там кормятся, гнездятся, выводят птенцов. Заказник еще и хорошее место для передышки мигрирующих пернатых. Поэтому сегодня, когда городская застройка все ближе подступает к Лебяжьему, ученые уделяют особое внимание разграничению водоохранной территории и той, где ведется хозяйственная деятельность.
– Рядом с заказником нужны щадящие технологии строительства, – говорит В. Устин. – Специалисты НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам дали много рекомендаций по заглублению фундаментов зданий, ограничению их высотности и этажности, расположению строений по сторонам света. Мы стремились к тому, чтобы воздействие окрестной урбанизации на орнитологический комплекс заказника было минимальным и от него меньше страдали птицы.
– Если мы хотим сохранить Лебяжий как пруд, нужно косить в нем водную растительность и углублять дно, – поясняет ученый. – Работы проводятся по жестким регламентам, разработанным НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам. Есть места, на которых нужно оставить зарастающую водную гладь как водные биофильтры. На участках пруда, где в зарослях камышей птицы гнездятся и выводят птенцов, растительность тоже нельзя трогать.
По словам В. Устина, в самом Лебяжьем сейчас также проводится комплекс охранных мероприятий. Пруд там мелководный, торфяной. На нем живет много птиц, на дне оседает немало органики. И через 10 — 20 лет этот водоем может превратиться в болото.
«Стиклево»
Заказником этот лесной массив был объявлен в 2001 году. Тогда он находился за пределами столицы, а несколько лет назад в связи с изменениями границ Минска вошел в городскую черту. Территория в 428 гектаров в основном занята деревьями хвойных пород. Здесь обитают около 70 видов птиц и более 10 видов млекопитающих.
– Помимо «Стиклево» вокруг Минска действуют семь заказников республиканского значения, – рассказывает В. Устин. – Это «Прилукский», «Подсады», «Глебковка», «Юхновский», «Тресковщина», «Прилепский», «Купаловский». Их лесные массивы отличаются большой сохранностью зеленых насаждений и деревьями в возрасте 70 лет и старше. Эти участки леса сформировали внешний зеленый пояс вокруг столицы. Чтобы его сохранить нетронутым, природным массивам придали статус заказников. Он защищает лес от вырубок и запрещает из них изъятие земель. Заказники вокруг Минска работают как природные фильтры, помогая очищать городской воздух, особенно в его восточной части с промышленной зоной.
Если вокруг столицы вырубить деревья, там будет очередная мини-пустыня с сильными ветрами и резкими перепадами температур. А большие зеленые массивы позволяют поддерживать в городской черте оптимальный микроклимат.
Кому хлеб не впрок
А можно ли столкнуться в заповедном лесу со зверьем?– Конечно, – улыбается ученый. – Первыми вас встретят комары. В заказниках водится много птиц и копытных животных: косули, лоси. Восстанавливается и популяция дикого кабана, хотя недавно его изымали из дикой природы из-за африканской чумы. А вот увидеть на прилегающих к Минску территориях волков и медведей практически нереально. Эти животные не любят беспокойства. Крупным хищникам нужны большие лесные массивы, они стараются обитать подальше от населенных пунктов. И сами по-хорошему к человеку никогда не идут.
Ученый советует купить в магазине мелкой дешевой рыбы – лучше всего речной. У плавающих пернатых она уйдет на ура.
Что касается городских животных и птиц, то летом они больше нуждаются в воде.
– Мои соседи по дому прямо во дворе вкопали в землю небольшие корытца и наполняют их водой, – рассказывает В. Устин. – Надо видеть, какой ажиотаж устраивают возле этих поилок в жару птицы. Местные котики тоже приходят за водой, и никто никого не трогает. Есть в животном мире правило, что на водопое все равны. Даже городские животные его соблюдают.
С кормлением живности в заказниках нужно быть очень аккуратными. По словам В. Устина, нельзя давать хлебобулочные изделия водоплавающим птицам. Их пищеварительная система устроена так, что эта еда не пойдет им на пользу. Они привыкли питаться тем, что растет и живет в воде.