28 июня 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Со 2 января 2023 г. вступают в силу изменения, внесенные в Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Основное изменение касается направления электронных обращений. Таковое будет возможно только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юрлиц, и только в госорганы и организации.
Государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц - информационная система, предназначенная для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу
Электронное обращение - обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений (абз.6, 9 ст.1 Закона № 300-З).
Подача электронных обращений с помощью электронной почты или специальной формы на сайте соответствующей организации, включая комитет, станет невозможной.
Для подачи электронного обращения в любую госорганизацию заявитель должен зайти на сайт https://обращения.бел/ и пройти идентификацию и аутентификацию. Через указанный сайт (с использованием личного кабинета) можно будет получить ответ на электронное обращение.
Кроме этого, новой редакцией закона предусмотрено:
· Использование заявителем технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки) в ходе личного приема;
· Введение понятия «злоупотребление правом на обращение»;
· Сокращение круга организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений;
· Ознакомление заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений;
· Ответы на письменные обращения массового характера;
· Обязанность организаций и ИП представлять документы (их копии) и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;
· Случай, когда можно давать ответ заявителю о невозможности предоставления запрошенных им сведений;
· Случаи, когда можно не направлять ответ заявителю;
· Уточнение формулировки определения сроков рассмотрения обращений, исчисляемых месяцами.